Российская транспортная инфраструктура является самой масштабной сетью по сравнению с аналогичными системами других государств. Она включает в себя:
За 2014 год ВВП в отрасли железнодорожных перевозок составил 70 975.8 млрд. рублей. По результатам предыдущего года, государственная казна за счет налогов с этой отрасли была увеличена на 544 207.6 млн. руб.
Суммарная длина железных дорог в Российской Федерации составляет 87 тысяч километров. По этому параметру наша страна занимает третье место в мире после США и Китая. Около 45 тысяч километров, то есть 52% от общей протяженности, являются электрифицированными железнодорожными линиями, что выводит Россию в мировые лидеры по этой характеристике. От всемирной железнодорожной сети отечественные железные дороги занимают 7.5%, при том, что население РФ составляет 2.2% от мирового, а занимаемая территория - 11.4% земной поверхности.
Железнодорожная транспортная сеть Российской Федерации имеет одну характерную особенность – ширину колеи. В 1970 году был издан указ, устанавливающий расстояние между рельсами, равное 1520 миллиметрам, в то время как до этого в СССР стандартом считалась ширина 1524 миллиметра. Эта норма (получившая название «русская») актуальна в текущий момент и функционирует на территории большинства стран СНГ.
Самой распространенной в мире является колея шириной 1435 миллиметров. Данный параметр считается международным стандартом. Все зарубежные высокоскоростные ж/д линии построены на основе этих требований. Ещё одним распространенным стандартом являются узкоколейные дороги, преобладающие на территории Юго-Восточной Азии, Бразилии, Новой Зеландии и Японии. Они имеют колею шириной 1000-1070 миллиметров. Широкая колея (1676 миллиметров) характерна для Индии, Австралии, Аргентины и Пакистана.
На долю железнодорожного транспорта приходится 85% общего грузооборота Российской Федерации. Этот показатель равен произведению общей массы транспортированных грузов за определенный промежуток времени на расстояние перевозки. Измеряется в тонно-километрах. По этому критерию наша страна значительно опережает другие мировые державы, включая США и Китай. Такая распространенность ж/д транспорта обусловлена его дешевизной относительно автомобильного. Водные грузоперевозки, хоть и имеют более низкую цену, могут использоваться всего 6-7 месяцев в году из-за ограничений российских климатических условий. Средняя стоимость транспортировки грузов по железной дороге в РФ составляет 18$ за 1000 тонно-километров. В Соединенных Штатах этот показатель достигает 22$.
Высокий оборот грузов в сфере железнодорожных перевозок обусловлен большой протяженностью маршрутов. Средняя длина пути составляет 1 573 километра. Наибольшим расстоянием транспортировки отличается каменноугольная смола. Средний путь поставок этого материала составляет 2 453 км. Другие виды грузов перевозятся на следующие расстояния:
Нефть и газопродукты занимают большую часть объема перевозимых грузов – 20%. Следом идет уголь (24%), строительные материалы на бесцементной основе (14%), железная и марганцевая руда (9%) и черные металлы (6%). Остальные 27 % приходятся на различные категории грузов бытового или промышленного применения, электроники, автозапчастей и прочего. Всего за предыдущий год было перевезено 1363 миллиона тонн.
Пассажирские железнодорожные перевозки подразделяются на пригородные маршруты и пути дальнего следования. Цены билетов по этим направлениям рассчитываются согласно различным тарифам. Доля пригородного и внутригородского железнодорожного транспорта от общего количества пассажирооборота составляет 30%, маршруты дальнего следования, соответственно, занимают 70%.
Отечественный рынок железнодорожного транспорта является полностью монополизированным. 99% магистралей и объектов инфраструктуры находятся в юрисдикции РЖД (государственной акционерной компании «Российские железные дороги»). Она обладает более 91 % локомотивов и 25 % грузовых вагонов от общего числа единиц техники в стране. Вагонный парк Российской Федерации насчитывает около 1,2 миллиона железнодорожных транспортных средств.
Структура государственного вагонного парка состоит из:
Электровозы составляют 50.4% (10 401 штук), а тепловозы – 49.6% (10 218 штук). Несмотря на то, что ОАО «РЖД» насчитывает в своем парке 20 619 локомотивов, эксплуатируется лишь 14 400 единиц. Остальной транспорт находится на стадии ремонта или будет списан в следующие несколько лет.
Основная часть локомотивов применяется в секторе грузоперевозок – 7 133 единицы (около 50%). В маневровом движении (передвижении подвижных составов между железнодорожными линиями для смены направления) задействовано 3 473 единицы (24%). Пассажирское и хозяйственное движение осуществляют соответственно 1639 (11%) и 2135 (15%) единиц транспортной ж/д техники.
Помимо владения общим парком железнодорожного транспорта, РЖД является и крупнейшим отечественным работодателем. В 2014 году в рядах организации находилось более 900 тысяч сотрудников. Согласно статистике за 2013 год общий оборот компании «Российские железные дороги» составил 1 376 млрд. рублей. Чистая же прибыль акционерного общества превысила 740 млн. рублей.
Помимо грузовых и пассажирских перевозок, осуществляемых с помощью железнодорожных составов общего пользования, в структуру отечественного ж/д хозяйства входит и транспорт, предназначенный для промышленных целей. Такая техника перевозит грузы, доставленные к подъездным пунктам производственных предприятий. Промышленный грузооборот железнодорожного транспорта составляет 31.5 млрд. тонн-километров, а объем перевезенных таким методом грузов - 3.2 млрд. тонн, что составляет 2.3% от общего количества по всем областям.
Правительство РФ одобрило инициативу руководства ОАО «РЖД» о переносе сроков инвестирования проектов по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей с 2021 года на нынешний 2020.