Ст. 792 Гражданского кодекса РФ содержит информацию, что грузовые или пассажирские транспортные компании, то есть грузоперевозчики, берут на себя обязательства о доставке соответственно срокам, которые регламентированы уставом или кодексом.
Ст. 33 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» устанавливает, что компания-перевозчик, как ответственное лицо, должна строго соблюдать установленные сроки доставки грузов, багажа или пассажиров. Отношения отправителей, получателей и компаний-перевозчиков определяются на федеральном уровне – их регулируют органы исполнительной власти в сфере ж / д транспорта и экономики. В 2015 году вступил в силу Приказ МинТранса «Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов ж / д транспортом».
Датой исчисления считается календарный день, начинающийся с 0:00 после того дня, как груз поступил в пункт назначения и получил соответствующие отметки в графе «Календарные штемпеля прибытия на станцию назначения» накладной и дорожной ведомости, а получателю была выдана квитанция о приеме груза в печатном или электронном формате. Дату истечения утвержденных сроков и фактическую дату приемки определяют, опираясь на действующие правила ж / д грузоперевозок или исходя из заключенного соглашения сторон – грузоотправителя, грузоперевозчика и получателя. Перевозчик обязан занести даты в накладную и квитанцию.
Если до даты, указанной в транспортной накладной, груз был доставлен до точки назначения и выгружен, либо же порожные или грузовые составы уже подали для отгрузки – считается, что грузоперевозчик выполнил свои обязательства в полном объеме. Также грузы могут поступить в пункт отгрузки ранее истечения даты – и грузополучатель обязуется их принять. Если фронт выгрузки в день прибытия был недоступен по зависящим от принимающей стороны причинам, то ответственность за затягивание процесса приемки возлагается уже на получателя. Возможной причиной нарушения условий в некоторых случаях выступает невнесение своевременной уплаты компании-перевозчику за оказанные ей услуги.
Порожные составы, прибывшие на место назначения, должны быть переданы грузополучателю лично или на ж / д выставочный путь – но с обязательным оповещением о прибытии получателя.
На время нахождения в пути, и, соответственно, сроки прибытия груза по ж / д линиям, влияют следующие факторы:
Что могут включать в себя дополнительные операции?
Это время, потраченное на:
Интервал времени, который отводится на вышеперечисленные операции: 2 суток для состава, который будет должен пройти путь до 1000 км, 3 суток – при преодолении пути более 1000 км.
Время в пути может увеличиться из-за возникновения следующих непредвиденных ситуаций:
При наличии задержки заполняется акт общей формы. Один экземпляр прикладывается к перевозочным документам, а второй – по приезду на станцию, к дорожной ведомости. Перевозчик должен отчитаться о причинах задержки в графе «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости – указать, на какой станции или участке дороги произошла задержка, какова ее причина и сколько времени она заняла. Также дается ссылка на акт общей формы, составленного из-за этого нарушения, и приводится его номер. Составленный документ заверяется подписью уполномоченного лица перевозчика, текущей календарной датой и штампом.
Если задержки привели к окончанию срока годности перевозимого товара, то перевозчик несет за это нарушение ответственность по ст. 97 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Правительство РФ одобрило инициативу руководства ОАО «РЖД» о переносе сроков инвестирования проектов по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей с 2021 года на нынешний 2020.