Для железнодорожных перевозок в условиях современной рыночной модели Минэкономразвития предложило собственный вариант развития. Вице-примьер А. Дворкович поручил министерству заняться разработкой документа, в котором будет отражены изменения в ценообразовании на перевозку грузов. В данном проекте также должен быть рассмотрен принципиально новый метод финансирования развития инфраструктуры ж/д транспорта.
В министерстве внесли предложение при формировании стоимости транспортировки брать в расчет массу самого вагоны, это должно побуждать их владельцев, проводить обновление устаревшего парка. Современные вагоны производятся с учетом инновационных технологических разработок, в них соотношение массы и объема перевозимого груза меньше, чем у аналогов производимых ранее и составляет показатель 0,3 против 0,36 соответственно. Погрузка в данные вагоны будет экономически выгодной, что позволит сэкономить на тарифе. Среди других предложений министерства следует отметить предложение о выделении отдельного тарифа на локомотивную тягу. Существующие тарифы на перевозки на незначительное расстояние будут пересмотрены. Соответственно, чем больше будет маршрут транспортировки, тем тариф должен быть меньше. Выдвинулось предложение отменить принцип субсидий для различных классов грузопотока, сегодня транспортные услуги в перевозке угля и руды стоит существенно меньше, чем нефтепродуктов и металлов. Такие нововведения дадут возможность существенно уменьшить зависимость РЖД от транспортировки грузов сырьевого назначения, сделают тарифы более доступными и прозрачными. В свою очередь снижение тарифа на перевозку грузопотока на большие расстояния даст возможность снизить растущий отток грузов с ж/д, на другие виды транспорта. Представитель Минэкономразвития отметил, что необходимость выделить локомотивную тягу в отдельную составляющую тарифа, даст возможность точно определить степень расходов и доходов в данной сфере, в результате чего можно будет определить рентабельность локомотивов и степень его привлекательности для привлечения инвестирования.
О важности введения новой тарифной системы, позволяющие модернизировать процесс перевозок, упоминал на прошлой неделе О. Белозеров президент РЖД. В частности им было сказано следующее: «Сегодня приходит понимание того, что существующие тарифы заметно устарели, как и вся отрасль нуждаются в существенной модернизации, в течение ближайших месяцев мы планируем разработать новую концепцию формирования, окончательные тарифы будут утверждены в течение ближайших полутора лет».
Существует существенная опасность изменения тарифного плана в момент спада экономики, есть риск того, что создать надежно функционирующий механизм образования тарифов не удастся. Такую мысль высказал финансовый аналитик крупного промышленного холдинга. Сегодня РЖД стремится достигнуть тарифной гибкости, в то время как целесообразно совершенствовать другие механизмы, такие как введение тарифного коридора и закрепления единых тарифных ставок на продолжительный период времени.
Основным грузом, перевозимым сегодня железнодорожным транспортом, является уголь, на его долю выпадает около 26% всех грузов. При этом РЖД неоднократно отмечало, что уголь считается грузом, приносящим низкий доход, а перевозка его на большие расстояния вообще не рентабельна.
Оказание финансовой помощи в строительстве новых железнодорожных проектов должно государство, а вот обновление и ремонт уже существующих следует проводить за счет РЖД. Такая модель была предложена Минэкономразвития, для этих целей рекомендуется создать специальный фонд или изменить форму собственности предприятия для обеспечения ей коммерческой привлекательности. Речь идет не только о строительстве путевого хозяйства, в данную категорию попадают мосты, туннели, вокзалы и прочая инфраструктура, используемая для грузоперевозок в Благовещенск и хранения грузов.
Представители компании заявили о запуске нового сервиса — «Фармэкспресс». В рамках данной услуги в «РЖД Логистика» осуществляются процессы, связанные с экспортно-импортной международной перевозкой фармсредств и сопутствующей продукции. Для этого используются контейнерные маршруты и автономные рефрижераторы, что позволяет поддерживать холодовую цепь на всем пути следования поезда.
Правительство РФ одобрило инициативу руководства ОАО «РЖД» о переносе сроков инвестирования проектов по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей с 2021 года на нынешний 2020.