Железнодорожные грузоперевозки – предпочтительный вариант для доставки крупногабаритных грузов на дальние расстояния. Часто этот способ обходится дешевле автомобильных, морских и воздушных аналогов. Поэтому стоит рассмотреть его преимущества и недостатки.
Основные «плюсы» железнодорожных грузоперевозок:
Универсальность. ЖД-транспорт подходит для перевозок любых грузов, в том числе жидких, взрывоопасных, огнеопасных и сыпучих. Тщательная фиксация содержимого вагона позволяет не беспокоиться за негативное влияние нештатных ситуаций на состояние содержимого.
Грузоподъемность. Данный показатель у железнодорожных вагонов гораздо выше, чем у автомобилей и самолетов. Средний вес, перевозимый данным видом транспорта, измеряется десятками тонн.
Надежность. Климатические условия не способны повлиять на график движения поездов, что актуально для других способов транспортировки грузов. Проблемы возникают лишь при оползнях или обвалах горных пород, что случается достаточно редко.
Защищенность. Внешнее воздействие на грузы исключено, при этом дополнительно проводятся герметизация и утепление.
Предсказуемость. Железнодорожные составы редко выбиваются из установленного графика, так как нет влияния пробок, погоды и других неблагоприятных факторов. Исключения – нештатные ситуации, которые возникают крайне редко.
Сохранность. Вероятность кражи или утери ниже, чем при перевозке иными видами транспорта, так как поезда останавливаются только на станциях, где посторонние люди проникнуть к вагону не смогут.
Экономичность. Чем больше и тяжелее груз, тем дешевле его транспортировать на дальние расстояния с помощью ЖД-транспорта. Иногда этот способ остается единственно возможным, так как аналоги обходятся гораздо дороже.
Некоторые преимущества характерны только для международных перевозок, например – быстрое оформление таможенных документов. Не приходится также железнодорожному транспорту ожидать очередей на границе.
Отрицательных сторон у ЖД-перевозок гораздо меньше, но они все же есть. Стоит подробно рассмотреть каждую из них, чтобы было проще сформировать мнение о данном способе грузоперевозок:
Внесение изменений в маршрут железнодорожного состава невозможно. Поезд следует по проложенным путям, что не подразумевает посещения населенных пунктов, где нет подходящей инфраструктуры. Не допустимо также образование незапланированных остановок, даже если владелец груза желает внести изменения в маршрут. Обусловлено это как наличием других поездов, которые не смогут проехать, так и транспортировкой товаров от других владельцев.
Выгода зависит от объемов партии. При транспортировке небольших грузов лучше воспользоваться автомобильным транспортом, стоимость которого в таких случаях будет ниже. Существенная экономия актуальна для крупных предприятий, использующих железнодорожное сообщение для доставки грузов заказчикам или между собственными заводами.
Чаще всего груз не получается доставить до конечной точки. Разгрузка вагонов проводится на станции, поэтому придется использовать дополнительный транспорт, чтобы привезти товар «к двери». Это еще один недостаток, не актуальный для большинства промышленных предприятий, у которых на территории заводов предусмотрено собственное железнодорожное сообщение.
Описанные преимущества перевешивают недостатки, особенно для тех клиентов, у которых объемы грузов гораздо выше, чем сможет перевести транспортное средство, перемещающееся по дорогам общего пользования.
Представители компании заявили о запуске нового сервиса — «Фармэкспресс». В рамках данной услуги в «РЖД Логистика» осуществляются процессы, связанные с экспортно-импортной международной перевозкой фармсредств и сопутствующей продукции. Для этого используются контейнерные маршруты и автономные рефрижераторы, что позволяет поддерживать холодовую цепь на всем пути следования поезда.
Правительство РФ одобрило инициативу руководства ОАО «РЖД» о переносе сроков инвестирования проектов по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей с 2021 года на нынешний 2020.