Еще на заре развития цивилизации люди начали задумываться, как им перетащить тяжеловесный груз – такой, который они были не способны перенести собственными усилиями. Так были сконструированы первые средства перевозки – сани, колесницы, повозки. Когда усилий человека перестало хватать, к работе стали привлекаться тягловые животные: лошади, верблюды, волы.
Проходили десятилетия, развивались процессы земледелия, возводились заводы, и конная тяга, которая так и оставалась основной транспортной силой, уже не могла обеспечивать необходимый объем перевозок грузов. К тому же экономические отношения развивались уже не только между отдельными поселениями и городами, но и между странами.
Наработанные транспортные пути расширялись и перерастали в регулярные маршруты. Однако погодные условия – дожди, снег, рыхлая почва – часто препятствовали движению транспорта. Примерно в середине 16 века под колеса повозок решили подкладывать деревянные рельсы со специальным гребнем (реборд) – прототип современного железнодорожного полотна. Эффективность таких дорог увеличилась, однако покрытие из дерева быстро изнашивалось и становилось непригодным.
В 1788 году в Петрозаводске на Александровском заводе была построена первая в мире колейная чугунная дорога, длиной 160 метров и шириной 0,8 метров. В 1806 – 1810 году на Алтае одаренный отечественный конструктор Петр Кузьмич Фролов спроектировал колейную чугунную дорогу со Змеиногорского рудника на Змеевский завод. Форма рельса этой дороги уже тогда была эллиптической формы и похожа по образцу на современные железнодорожные пути. И хотя вагонетки по-прежнему везли лошади, это был довольно прочный материал для дорог, который мог обеспечивать относительно безопасные и надежные грузоперевозки.
История американских железнодорожных грузоперевозок началась в 1815 году – когда полковник Джон Стивенсон получил разрешение на возведение железной дороги в Нью-Джерси. В 1826 году он прошел благополучные испытания своего первого парового локомотива под названием «Steam Wagon», и с тех пор в качестве движущей силы стали использоваться машины на паровой тяге. После окончания Гражданской войны в США (1861-1865) сельское хозяйство и промышленность претерпевало бурное развитие, которое повлекло за собой масштабную застройку сети железнодорожных путей. К 1916 году их протяженность составляла более 400 000 километров.
Что касается России, первый отечественный паровоз встал на рельсы в августе 1834 года на Нижнем Тагиле, благодаря промышленным инженерам-механикам Мирону и Ефиму Черепановым. Мирон Черепанов привез прогрессивные идеи машин на паровой тяге из Англии, побывав там в командировке. Эти разработки явились предпосылкой для развития общественных железных дорог.
Первая поездка по Царскосельской железной дороге, материалы для которой были закуплены из-за границы, заняла всего 35 минут, а средняя скорость движения по ней составила 51 км/ч. Первый поезд из Петербурга до Москвы отправился 1 ноября 1851 года в 11 часов 15 минут и, пройдя 650 километров, в 9 часов утра прибыл на Московский вокзал. В нём ехали 192 пассажира. Эта дата стала исторической для российских железнодорожных путей.
В 1862 году стартовали перевозки пассажиров и грузов по маршруту Москва – Нижний Новгород, а в 1865 году стали регулярными железнодорожные перевозки из Москвы в Рязань. В феврале 1887 года вышел Высочайший Указ о проектировании, строительстве и развитии непрерывной железной дороги через всю Сибирь. До начала XX века в России были возведены десятки тысяч километров железных дорог.
На сегодняшний день железнодорожные перевозки – это оптимальный способ доставки различных грузов (от скоропортящихся продуктов питания до крупной строительной техники) во всем мире. Популярность такой транспортировки объясняется тем, что, несмотря на развитие альтернативных вариантов, перевозки железнодорожным транспортом по-прежнему остаются самыми экономичными, удобными и при этом быстрыми. Они находятся вне конкуренции, если необходимо перевезти крупногабаритные технические конструкции и негабаритные грузы. Более того, современная строительная техника часто уже изначально проектируется с учетом того, что ее перевозка будет проходить по железнодорожным путям.
Правительство РФ одобрило инициативу руководства ОАО «РЖД» о переносе сроков инвестирования проектов по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей с 2021 года на нынешний 2020.