В конце 2016 года в Министерстве экономики состоялось совещание, посвященное целевой модели развития (ЦМР) в области пассажирских железнодорожных перевозок. Чиновники предложили перевести в конкурентный сектор грузовых перевозок более 50% текущего подвижного состава РЖД, включая локомотивы. Маршруты протяженностью более 1000 километров планируют перевести исключительно в сферу авиалиний. Преодолевать расстояния более 3 000 километров будут железнодорожные составы, совершающие рейсы из труднодоступных регионов, а также следующие по «имиджевым» маршрутам, например «Москва – Пекин» или «Москва – Владивосток». Члены Правительства считают, что число железнодорожных путей следует сокращать в зависимости от темпов развития бюджетных авиаперевозок. Долю плацкартных и общих вагонов планируется уменьшить до 10%.
В последнее время данная тема становится всё более актуальной – строятся новые аэродромы, появляются более надежные и функциональные модели самолетов. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть на услуги перевозок с точки зрения пассажиров.
Согласно словам Кирилла Житенева, руководителя Департамента внешних связей Института проблем естественных монополий, потребители оценивают услугу, взвешивая соотношение цены и качества. Существует большое количество причин, по которым граждане выбирают определенный вид транспорта. Поэтому в ближайшем будущем, по мнению Житенева, различные виды пассажирских перевозок не потеряют актуальности и останутся конкурентоспособными. Он добавил, что железнодорожный транспорт на протяжении 15 лет находится на пути реформ, и, несмотря на новые задачи, является основным способом грузоперевозок вне зависимости от разности взглядов отдельных категорий пассажиров.
Говоря о результатах 2016 года, глава «Российских железных дорог» Олег Белозеров подтвердил, что количество пассажирских рейсов возросло. Число пассажиров, которые воспользовались услугами РЖД, превысило один миллиард.
А вот у отечественных авиакомпаний дела обстоят не так хорошо. В 2016 году в Соединенных Штатах авиарейсами воспользовались более 800 миллионов граждан, в то время как в России — в 10 раз меньше. При этом средняя цена билета на плацкарт аналогична стоимости авиабилета. Например, цена билета на прямой авиарейс Москва – Владивосток составляет в среднем 13 000 рублей (согласно данным сервиса «Яндекс.Авиабилеты»). На преодоление этого же расстояния самолет затратит 8,5 часов. Аналогичный маршрут на поезде займет не меньше 6 дней. Цена плацкартного билета - 7,5-9 тысяч рублей, купейного – от 16 тысяч (согласно данным сайта Tutu.ru).
Стоит отметить, что в США, где авиаперелеты пользуются большей популярностью, чем железные дороги, билеты на самолет стоят дешевле, чем на поезд. Жители, выбирающие второй вид транспорта (преимущественно с сидячими местами), в первую очередь ставят перед собой цель проделать живописный маршрут. Ценой билетов и экономией они руководствуются в меньшей мере. Таким образом, из Нью-Йорка в Лос-Анджелес (расстояние около 4 500 километров) можно добраться на самолете за 6 часов, отдав за билет 7 600 рублей. Государственная компания Amtrak, предлагающая услуги железнодорожных пассажирских перевозок, требует за преодоление аналогичного маршрута 11 000 рублей, несмотря на то, что дорога занимает минимум 24 часа.
Похожее расстояние разделяет Москву и Красноярск (4165 километров). Авиабилет на этот маршрут стоит 5 тысяч рублей, длительность полета - 4,5 часа. За билет в плацкарт придется заплатить 3 200 рублей, в купе – минимум 6 000.
Вытеснят ли авиаперевозки услуги железнодорожного транспорта в России? На этот вопрос попытался ответить и Алексей Агульник, доктор технических наук, заведующий кафедрой теории воздушно-реактивных двигателей МАИ. Согласно его словам, сравнивать эти вида транспорта по общей схеме некорректно. Существует множество факторов, например, протяженность маршрута или региональные условия, в зависимости от которых в одних случаях будут иметь преимущество поезда, в других — самолеты. Ученый подтвердил, что сфера отечественной авиации непрерывно двигается вперед, как, впрочем, и область ж/д транспорта.
Железнодорожное сообщение в зарубежных странах всё еще развивается. Ученые и конструкторы повсеместно модернизируют транспортные средства и прокладывают новые линии. В октябре 2016 года Министерство путей сообщения Индии заключило с РЖД контракт о строительстве железных дорог, в том числе и высокоскоростных магистралей, в своем государстве. На данный момент самый быстрый индийский поезд Gatimaan Express, который движется по маршруту протяженностью 575 километров, способен развивать скорость до 160 км/ч. Специалисты планируют увеличить этот показатель до 200 км/ч.
В 2007 году японские железнодорожные корпорации ввели в эксплуатацию высокоскоростной поезд серии N700, основанный на электрическом приводе. Циркулирующий по сети Синкансэн со скоростью 300 км/ч, модель N700 получила альтернативное название – «поезд-пуля». Маршрут между Токио и Осакой (515 км) электропоезд проходит всего за 2,5 часа. Помимо этого, N700 вырабатывает в 12 раз меньше углекислого газа, чем самолет Boeing 777-200ER.
Центральная японская железнодорожная корпорация разрабатывает и первую в мире линию, основанную на применении магнитных волн. Железная дорога свяжет Токио, Нагою и Осаку (всего 760 км), а путь по ней займет максимум 1 час 47 минут. Магнитнолевитационный поезд будет передвигаться со скоростью 505 км/ч. Строительство этой железнодорожной линии началось в 2014 году, а первый маршрут корпорация планирует запустить в 2027 году.
Вдохновившись успехами японской компании, американские инженеры из Texas Central Railway начали строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали протяженностью 386 километров, разработанной по схеме, аналогичной Синкансэн. Дорога будет соединять Хьюстон и Даллас. Специалисты планируют уменьшить время следования между этими городами с 4 до 1,5 часов к 2021 году.
Еще одна высокоскоростная железнодорожная магистраль, HS2, соединит Лондон, Бирмингем, Манчестер и Лидс в 2026 году. Общее время пути между этими городами планируется сократить в два раза. Министр транспортных дел Великобритании Крис Грейлинг отметил, что с момента основания первого железнодорожного маршрута в 1825 году, наибольшую популярность у граждан и туристов железнодорожный транспорт имеет именно сейчас. Этим Грейлинг объясняет актуальность строительства новой высокоскоростной магистрали. По словам министра, более 100 тысяч безработных получат рабочие места, большая часть которых будет находиться за пределами Лондона. Таким образом, строительство HS2 не только улучшит транспортную сеть, но и положительно скажется на экономике страны. Грейлинг считает, что около 4,5 миллионов человек, которые сейчас предпочитают авиаперелеты, а также 9 миллионов автомобилистов воспользуются HS2. Согласно планам, новая железнодорожная линия позволит значительно уменьшить число грузового транспорта на оживленных автомобильных дорогах.
Основываясь на приведенных фактах, можно с уверенностью сказать, что железнодорожный транспорт, несмотря на высокую конкуренцию с авиалиниями, развивается быстрыми темпами и не теряет актуальности.
Правительство РФ одобрило инициативу руководства ОАО «РЖД» о переносе сроков инвестирования проектов по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей с 2021 года на нынешний 2020.